Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Goldener Fonds

Фокин Алексей Русланович

Name kurz: Фокин А. Р.
Name Original: Фокин Алексей Русланович
Name in Englisch Alexey Fokin
Personengruppe: Moderne Wissenschaftler
Professionelle Interessen: Geschichte der Alten Kirche, Dogmatische Theologie, Patrologie
Konfession: Christentum
Kurze biographische Information:

Фокин Алексей Русланович, родился 31 января 1973 года в г. Солнечногорске Московской области. В 2000 г. окончил Российский Православный Университет св. Иоанна Богослова по специальностям «богословие» и «религиоведение». В 2005 году окончил аспирантуру Института философии РАН по специальности «история философии» и защитил диссертацию на степень кандидата философских наук по теме: «Христианский платонизм Мария Викторина». С мая 2005 года по настоящее время работает в секторе философии религии Института философии РАН в должности старшего научного сотрудника. С 2000 года преподавал патрологию и догматическое богословие в Российском Православном Университете св. Иоанна Богослова, Библейско-богословском Институте, Московском Государственном Лингвистическом Университете, Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, Государственном Университете гуманитарных наук.

В настоящее время читает спецкурсы на кафедре патрологии ПСТГУ и на кафедре метафизики и сравнительной теологии ГУГН. Является главным редактором Центра библейско-патрологических исследований Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Область научных интересов автора включает патрологию, раннехристианскую и средневековую философию, догматическое богословие, философскую теологию. Имеет две монографии и 60 публикаций, посвященных различным вопросам раннехристианской и средневековой мысли. Особый интерес А.Р. Фокина ― латинская патристика II-VIII вв.

Bibliographie des Autors:

I.
Монографии:

1. Латинская патрология. Том I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150 - 325 гг.). Греко-латинский Кабинет; Наука. М., 2005. 368 стр. 21 а.л.
2. Христианский платонизм Мария Викторина. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований, Империум Пресс. М., 2007. 255 стр. 12.6 а.л.
 

II. Статьи:

1. Преложение Св. Даров в таинстве Евхаристии по учению Святого Иоанна Златоуста // Сборник: Патристика. Новые переводы, статьи. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород, 2001. С. 342-359.
2. Триадология Мария Викторина // Альфа и Омега, № 23, 2000. 18 стр.
3. Августин Иппонский // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 14 стр.
4. Святитель Лев Великий // Альфа и Омега, № 25, 2000. С. 378-388.
5. Абеляр// Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 3 стр.
6. Учение Оригена о Логосе и логосах // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, № 8, 2001. 30 стр.
7. Альберт Великий // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 4 стр. 8.  Свт. Амвросий Медиоланский. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 6 стр.
9. Ансельм Кентерберийский // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 3 стр.
10. Текстологическое сопоставление Синодального перевода Нового Завета и издания Nestle-Alanda'a // Альфа и Омега, № 28, 2001. 18 стр.
11. Семитизмы в Новом Завете // Альфа и Омега, № 30 (2001); № 32 (2002). 26 стр.
12. Фульгенций Руспийский // Альфа и Омега, № 32, 2002. 8 стр.
13. Ареопагитики. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 8 стр.
14. Арнобий Старший // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 3 стр.
15. Афанасий Великий. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 10 стр.
16. Беда Достопочтенный // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 7 стр.
17. Бернард Клервоский // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 7 стр.
18. Беренгар Турский // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 4 стр.
19. Бонавентура // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. V. 9 стр.
20. Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века // Материалы международной богословско-философской конференции "Пресвятая Троица". М., 2002. 26 стр.
21. Благо в западном средневековом богословии // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. V. 5 стр.
22. Учение о богодухновенности Священного Писания в Древней Церкви (I-V вв.) // Альфа и Омега, № 36, 2003. 20 стр. (перепечатано в: Православие и Библия сегодня. Сборник статей. Киев, 2006. С. 92-135).
23. Боэций // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. 8 стр.
24. Валафрид Страбон // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. 3 стр.
25. Тертуллиан о должностях и служениях в Древней Церкви // Православное учение о Церкви. Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. М., 2004. 10 стр.
26. Богословие свт. Григория Великого // Альфа и Омега, № 41, 2004. 25 стр.
27. Викентий Леринский // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 3 стр.
28. Викторин Марий // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 11 стр.
29. Викторин Петавский // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 4 стр.
30.  Вильгельм из Шампо // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 5 стр.
31.  Преподобный Иоанн Кассиан // Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. Империум пресс. М., 2005. С. 330-361 (2 а.л.)
32.  Проспер Аквитанский // Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. Империум пресс. М., 2005. С. 362-382 (1.25 а.л.)
33. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении (по сочинениям 386-397 гг.) // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. Империум пресс. М., 2005. С. 8-40. (1.55 а.л.)
34. Представление о воле в раннем и средневековом западном богословии // Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. IX. С. 297-306 (1.65 а.л.)
35. Учение о воплощении в позднем средневековье // Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. IX. С. 348-356 (1.6 а.л.)
36. Учение свт. Григория Великого о духовном совершенстве и богопознании // Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. М., 2005. 10 стр. (0.75 а.л.)
37. Геннадий Марсельский // Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. X. С. 616-620 (0.6 а.л.).
38. Гильберт Порретанский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 468-473 (0.8 а.л.).
39. Доказательства бытия Божия в античной философии и христианском богословии // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие. Философия. I:15. М., 2006. С. 30-51 (1.35 а.л.).
40. Св. Григорий Великий // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 612-632 (2 а.л.).
41. Св. Григорий Нисский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 480-522 (7.5 а.л).
42. Григорий Эльвирский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 528-531 (0.6 а.л.).
43. Гуго Сен-Викторский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 414-424 (2 а.л.).
44. Дамас I, папа Римсикй. Сочинения. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 673-676 (0.5 а.л.).
45. Ранняя версия христианской теодицеи: Тертуллиан о происхождении и природе зла // Материалы международной конференции Проблема зла и теодицеи. 6-9 июня 2005 года. ИФ РАН. М., 2006. С. 202-213 (0.6 а.л.).
46. Естественное и сверхъестественное богословие у св. Григория Нисского // Философия религии: Альманах. Выпуск I. Наука. М., 2007. С. 264-281 (1 а.л.).
47. Естественная теология в латинской патристике // Философия религии: Альманах. Выпуск I. Наука. М., 2007. С. 282-301 (1 а.л.).
48. Истоки средневекового учения о чистилище в западной патристике III-VII вв. // Материалы международной конференции Эсхатологическое учение Церкви (Москва, 14-17 ноября 2005 г.). М., 2007. С. 340-348 (0.5 а.л.).
49. Дионисий Малый // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XV. С. 349-351 (0.5 а.л.).
50. Доказательства бытия Божия в античной и эллинистической философии; Доказательства бытия Божия в святоотеческое богословии // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XV. С. 557-564 (1.3 а.л.).
51. Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 22 (2008). С. 34-53 (1 а.л.).
52. Боэций о человеческой свободе // Философия и культура, 3 (2008). С. 44-47 (0.25 а.л.).
53. Рецензия на книгу: A.M.C. Casiday. Tradition and Theology in St John Cassian. Oxford University Press, 2007. 303 pp. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие. Богословие-философия. 1:21. М., 2008. С. 109-111 (0.2 а.л.).
54. Рецензия на книгу: В.В. Петров. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М.: Институт философии РАН, 2007. 200 с. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие. Богословие-философия. 1:21. М., 2008. С. 116-120 (0.37 а.л.).
55. Душа в христианском богословии (II-IX вв.). // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. C. 448-461 (2.8 а.л.).
56. Евагрий Понтийский // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. С. 557-581 (4.25 а.л.).
57. Епифаний Кипрский // Православная Энциклопедия. М., 2008. Т. XVIII. С. 557-580 (4.1 а.л.).
58. Элементы естественной теологии в латинской патристике // Православная Энциклопедия. М., 2008. Т. XVIII. С. 704-707 (0.9 а.л.).
59. Евагрий Понтийский - основоположник восточно-христианской мистико-аскетической традиции // Мистицизм: теория и история. Отв. ред. Е.Г. Балагушкин и А.Р. Фокин. М.: ИФРАН, 2008. (1.3 а.л.)
 

III. Переводы:

1. Каноны Святых Апостолов. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, 1998, №16; то же в: Патристика, Нижний Новгород, 2001.
2. Св. Ипполит Римский. Слово против эллинов. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, 1997, №13; то же в: Патристика, Нижний Новгород, 2001.
3. Ориген Александрийский. Против Цельса. Книга V. Вступительная статья, перевод и комментарии // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999-2001, № 2, 3, 4, 7. 4.  Свт. Василий Великий. Слово на Святое Рождество Христово. Перевод и комментарии // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999, № 5.
5. Лев Великий. Слово III на Рождество Господне. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, 2000, № 25.
6. Тертуллиан. Против Праксея. Вступительная статья, перевод (в соавторстве) и комментарии  // Альфа и Омега, 2001, № 27-28.
7. Блаженный Августин. О вере и символе. Вступительная статья, перевод (в соавторстве) и комментарии  // Альфа и Омега, 2002, № 33.
8. Преп. Максим Исповедник. О различных трудных местах (апориях). 103-я апория, перевод и комментарии // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2002, № 11.
9. Преп. Максим Исповедник. О различных трудных местах (апориях) (Продолжение) // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2005, № 13 (0,6 а.л.).
10. Августин. О восьми вопросах Ветхого Завета // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. Империум пресс. М., 2005. стр.

Autor 23 публикаций:

    Фокин Алексей Русланович
    10. April 2014
    (Статья)
    Портал "Богослов.Ru" публикует интервью с заведующим кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, старшим научным сотрудником сектора философии религии Института философии РАН, доктором философских наук Фокиным Алексеем Руслановичем. В центре внимания – новая монография ученого на тему «Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике». Этот труд представляет собой исследование, аналогов которому в мире на данный момент не существует.

    Фокин Алексей Русланович
    6. März 2014
    (Книжное библиографическое описание)
    Издание подготовлено и осуществлено при финансовой поддержке фонда св. Григория Богослова, а также в рамках гранта РГНФ (№12-03-00455 «Августин и фундаментальные проблемы современной философии») и научно-исследовательского гранта МДА 2011–2012 гг. Рецензенты – д.ф.н. А. А. Столяров, д.ф.н. Г. В. Вдовина и PhD, к.б. архимандрит Кирилл (Говорун). Монография А.Р. Фокина посвящена исследованию процесса формирования тринитарной доктрины в латинской патристике II–VIII вв. как единой традиции и влиянию греческой патристики и античной философии на этот процесс. Впервые в мировой науке дается концептуальный анализ тринитарных доктрин основных латинских христианских мыслителей эпохи патристики и проводится оригинальная авторская реконструкция всего процесса формирования латинского тринитаризма; выделяются его характерные особенности и демонстрируется влияние античной философской мысли на всех этапах этого процесса; изучается вопрос о взаимосвязях и преемственности развития тринитарных доктрин основных представителей латинской патристики, а также о влиянии на них со стороны греческой патристики; выясняются характерные особенности западно-христианского (латинского) тринитаризма в сравнении как с античной философской традицией, так и с восточно-христианской (греческой) тринитарной теологией. Книга может быть использована в научно-теоретической и учебно-практической деятельности для углубления знаний по истории позднеантичной, раннехристианской и средневековой философии, патристике и догматическому богословию, а также при подготовке студентов теологических, историко-философских, исторических, культурологических и религиоведческих специальностей. С содержанием книги можно ознакомиться здесь: (PDF:Fokin_Latin_Trinitarian_Doctrine).

    Фокин Алексей Русланович
    1. Mai 2013
    (Статья)
    Интервью с Алексеем Руслановичем Фокиным, заведующим кафедрой богословия ОЦАД, старшим научным сотрудником Института философии РАН, о конференции «Блаженный Августин и мировая культура», прошедшей в Библиотеке иностранной литературы 23 апреля 2013 г.

    Фокин Алексей Русланович
    3. April 2013
    (Статья)
    "Учение об "умопостигаемой триаде" в теологии и космологии преподобного Максима Исповедника". Доклад А.Р.Фокина, преподавателя Московской духовной академии, прочитанный им 16 ноября 2012 года в рамках открытого семинара кафедры богословия Московской духовной академии, приуроченного к 1350-летию со дня кончины преподобного Максима Исповедника. Публикуется с сокращениями.

    Фокин Алексей Русланович
    31. Mai 2012
    (Статья)
    Новый всплеск интереса к тринитаризму Августина наблюдается в конце XX – начале XXI века. В заключительной части публикуемого цикла статей А.Р. Фокин обращается к рассмотрению исследований учения западно-христианского мыслителя, выходивших в России и за рубежом в упомянутый период.

    Фокин Алексей Русланович
    23. Mai 2012
    (Статья)
    Во второй части данного цикла статей А.Р. Фокин продолжает обзор исследований тринитарного учения Августина, выходивших в России и за рубежом в 1960-х – 1990-х годах.

    Фокин Алексей Русланович
    15. Mai 2012
    (Статья)
    Тринитарное богословие самого выдающегося западно-христианского мыслителя эпохи патристики — блаженного Августина, епископа Гиппонского, — лежащее в основе как всего последующего западного тринитарного богословия, так и многих характерных черт западно-европейской философии, всегда привлекало и продолжает привлекать внимание ученых. В публикуемом цикле статей предлагается обзор наиболее значимых российских и зарубежных исследований в области тринитарного богословия блаженного Августина. А.Р. Фокин также приводит разъяснение основных концепций, представленных в рассматриваемых работах.

    Фокин Алексей Русланович, Петровский Игорь
    14. Februar 2012
    (Статья)
    В интервью автора портала Игоря Петровского со старшим научным сотрудником Института философии РАН, заведующим кафедрой богословия и патрологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия Алексеем Руслановичем Фокиным рассматривается ряд важных тем, связанных с эволюцией христианского богословия: тринитарное богословие и его развитие в западно-христианской и восточной традициях, влияние восточных отцов на западных авторов, влияние античного наследия на парадигму взглядов отцов Западной Церкви.

    Фокин Алексей Русланович
    5. September 2011
    (Статья)
    In den ersten drei Jahrhunderten war die kirchliche Lehre über die Entstehung der menschlichen Seele noch nicht klar formuliert. Deshalb entstanden unter christlichen Theologen völlig unterschiedliche, manchmal entgegengesetzte Ansichten sowohl über den Weg als auch über den Zeitpunkt der Entstehung der Seele. In diesem Artikel analysiert Alexey Fokin die unterschiedlichen patristischen Herangehensweisen zu dieser Frage und betrachtet ihre wichtigsten Quellen.

    Фокин Алексей Русланович
    23. Juni 2011
    (Статья)
    Вниманию посетителей портала «Богослов.Ru» предлагается видеозапись доклада старшего научного сотрудника ИФ РАН, кандидата философских наук Фокина Алексея Руслановича «Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании», прозвучавшего в рамках VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (15-18 ноября 2010 г., Москва).

    Фокин Алексей Русланович
    16. November 2010
    (Статья)
    Доклад доцента А.Р. Фокина посвящен аскетическому учению известного систематизатора и популяризатора восточного аскетизма на Западе преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. 

    Фокин Алексей Русланович
    11. November 2010
    (Книжное библиографическое описание)
    Имя блаженного Иеронима Стридонского, одного из величайших святых Древней Церкви, который наряду со свв. Амвросием, Августином и Григорием Двоесловом считается великим Отцом и Учителем Западной Церкви, не нуждается в особом представлении. Он известен практически каждому человеку европейской культуры как переводчик Библии на латинский язык и создатель Вульгаты. Он стяжал себе славу первоклассного библеиста и экзегета, владевшего тремя библейскими языками: латинским, греческим и еврейским. Он знаменит как строгий и требовательный к себе и другим христианский аскет и проповедник девства и воздержания. Его труды по церковной истории наряду с трудами Евсевия Кесарийского положили начало христианской историографии и агиографии. Его горячий и неутомимый характер, необходимый для продолжительных научных занятий, нередко приводил его к жарким спорам и конфликтам не только с его личными врагами и врагами Церкви, но и с самыми близкими друзьями.

    Фокин Алексей Русланович
    8. Juli 2009
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    8. Juli 2009
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
    Фокин Алексей Русланович
    3. Januar 2008
    (Библиографическое описание журнальной статьи)
добавить на Яндекс добавить на Яндекс